Рекомендации и советы по астрофото на август и сентябрь от Дэвида Снэя


Дэвид Снэй

В последнем выпуске я поделился с вами рекомендациями на июнь и июль. Настало время посмотреть, что нам предложат августовские и сентябрьские ночи. В прошлый раз под прицелом наших фотокамер были Лебедь и Стрелец. Сейчас мы немного переместимся.

 

Я снова дам конкретные советы по нескольким объектам, а более полный список предпочтительных целей приведу в конце статьи.

 

Объекты для начинающих

Как обычно, для начала я предлагаю полностью сосредоточиться на самых доступных объектах. Но помните: несмотря на то, что я называю их объектами для начинающих, они не обязательно просты. Это лишь более яркие, удобнее расположенные и более простые варианты, от которых можно собрать данные. Но данные по-прежнему требуют тщательной обработки, в результате чего у вас появится куча возможностей усовершенствовать навыки сбора и обработки данных.

 

Не устаю напоминать, что Луна каждый месяц представляет собой хорошую цель. Если у вас достаточно широкое поле зрения, можно получить очень симпатичное изображение полной Луны. Если есть узкополосные фильтры, попробуйте Луну в Hα. И наоборот, многие предпочитают снимать Луну, когда она не полная, когда больше теней, обеспечивающих контраст и детализацию. Так что Луна всегда с нами и готова позировать. Если у вас узкое поле зрения, можно попробовать выявить больше деталей на поверхности нашего соседа. Чтобы справиться с турбулентностью нашей атмосферы, потребуется множество коротких экспозиций.

 

Никогда не знаешь, когда покажется большой, яркий метеор. Но терпение окупится для поклонников метеорных потоков. Октябрьские Леониды можно будет наблюдать только вместе с лунной подсветкой (я напомню вам о них в следующем выпуске). Между тем, не повредит настроиться на съемку метеорного потока и посмотреть, что получится поймать в объектив. Одно лишь сияние яркой Луны не означает, что в вашу жизнь не ворвется отличный болид! Недавно вечером, возвращаясь домой из соседского дома, мне довелось насладиться действительно симпатичным. Этот оранжево-зеленый метеор станет отличным дополнением к изображению, над которым я сейчас работаю.

 

Еще можно попробовать силы в отображении звездных следов. С использованием цифро-зеркальной камеры можно сделать длинную последовательность относительно коротких экспозиций (порядка 510 секунд каждая) и скомбинировать их, чтобы получить замечательный звездный след. Одним из преимуществ такого подхода является то, что у вас будут чрезвычайно низкие шумовые характеристики, и значимые элементы небесного фона не окажутся размытыми, как было бы при более длительных выдержках. Вы можете использовать искусственный свет, чтобы наполнить передний план и сделать замечательные изображения.

 

А теперь перейдем к звездным скоплениям, хорошо? Первые два, которые можно попробовать, это M6 и M7. Оба расположены в Скорпионе, неподалеку от его хвоста, так что при наличии достаточно широкого поля зрения можно попытаться снять их в одном кадре. Но это должно быть очень широкое поле, поскольку скопления разделяет примерно 3 градуса. Возможно, получится схитрить с помощью короткофокусного объектива, установленного на фотокамеру. Если вы используете DSLR (цифровую зеркальную камеру), всё вполне может получиться.

 

Messier6_risunok

Messier 6 скопление Бабочка

 

M6 также известно как скопление Бабочка, благодаря своему сходству с летящей бабочкой. У меня нет его снимка, чтобы поделиться с вами, но зато есть зарисовка, которую я сделал некоторое время назад и которая даст вам общее представление о том, что искать. M6 состоит в основном из молодых голубых звезд с единственной заметно яркой оранжевой звездой на ребре одного из «крыльев». Оранжевая звезда указана на зарисовке.

 

M7 также известно как скопление Птолемея, названное по имени его первооткрывателя, Клавдия Птолемея. Если вам повезло наблюдать под очень хорошим, ясным и темным небом, можете попробовать различить это скопление невооруженным глазом. Скопление Птолемея содержит приблизительно 80 звезд, парящих на фоне богатого поля Млечного Пути. Фотокамера демонстрирует его как относительно большое скопление очень ярких звезд, которое будто плавает перед полем тусклых звезд. Звезды переднего плана ярко-синие и кажутся несколько больше фоновых, которые содержат много разных оттенков, включая желтый, оранжевый, синий и белый, как показано на данном крупном плане. Если у вас, как и у меня, нет оборудования, позволяющего заглянуть так глубоко, вы увидите несколько больше как на общем плане.

Messier7

 

Messier 7 скопление Птолемея, верхнее изображение (крупный план) принадлежит Джеку Харви (Jack Harvey, www.starshadows.com), нижнее (общий план) предоставлено Национальной астрономической оптической обсерваторией (http://www.noao.edu)

 

Messier7_WF

 

Переместимся в Кассиопею, чтобы найти M52, еще одно прекрасное рассеянное скопление. Как можно видеть на приведенном здесь изображении, это скопление является частью очень богатого звездного поля и содержит широкое разнообразие цветов. Я даже не буду гадать, сколько здесь звезд. Это изображение — результат сложения 2,5 часов LRGB-данных (60 минут на светимость и по 30 в красном, зеленом и синем каналах). Если вы снимаете цветным аппаратом, потребуется не меньше 3 часов, чтобы гарантировать достаточный сбор данных. Как я уже говорил раньше и буду говорить впредь, слишком много данных не бывает, вне зависимости от объекта. На ярких объектах вроде туманности Ориона можно превысить максимальную длительность экспозиции для данного чипа камеры, но невозможно собрать слишком много правильно рассчитанных экспозиций.

 

Messier_52

Мессье 52

 

Сейчас, когда я затронул тему длительности экспозиции, давайте поговорим об определении соответствующей длительности для данного объекта. Выбор продолжительности экспозиции для каждого случая является частью любой фотосессии. Сделав достаточное количество изображений, вы начнете чувствовать, какую выдержку требует и/или допускает данный объект. А до тех пор (и даже после того, как вы получите некоторый опыт) для определения необходимых вам параметров можно пользоваться сервисом, который поставляется вместе с большинством программ для работы с изображениями. Все пакеты программ, с которыми я экспериментировал, выдают гистограмму с отображением текущей выдержки. Если вы встречались с гистограммами в Photoshop или на встроенных дисплеях цифрозеркалок, то примерно представляете их показатели. Если же гистограммы вам незнакомы, считайте их графическим представлением количества фотонов, достигших чипа камеры. Чем больше выделенная область на гистограмме, тем большее количество света было собрано в текущей выдержке. Ваша цель — расширить экспозицию до точки, где пик графика окажется ниже (но ненамного) верхнего предела. Для примера я привел скриншот одной из программ, которыми я пользуюсь для обработки данных. Обратите внимание на график в левой панели окошка. Вы увидите, что там есть пространство ниже и выше зеленой области, соответствующей количеству собранных данных. Заметьте, что эта область смещена влево относительно середины графика. Это потому, что большая часть изображения находится в тени (фон неба). Остальная часть изображения — это звездное поле.

 

Envisage_Screen_Shot

Рассматриваемый скриншот

 

Я уже говорил это, но стоит повторить: работа с рассеянными скоплениями может стать отличным способом точно настроить фокус вашей техники (есть масса вариантов), а также начать или продолжить ваш подъем по кривой обучения обработке изображений. Преимущество работы над этим типом объектов состоит в том, что можно сосредоточить свою энергию на передаче великолепного звездного цвета, вместо того чтобы беспокоиться о деталях в туманности или галактике. Эти знания значительно увеличат долю успешных попыток, когда вы перейдете к работе над тусклыми размытостями.

 

Давайте перейдем к туманностям. Мессье 27 это относительно простая туманность в плане определения ее местоположения, а присущая ей яркость делает ее хорошей мишенью для начинающих астрофотографов. Сфотографировать ее можно с использованием как традиционных данных LRGB, так и узкополосных — как показано на двух версиях фото. Данные, представленные в LRGB, я собрал на одной их сдающихся в аренду систем, доступных для работы в реальном времени, в обсерватории Сьерра-Старс. Потребовалось всего лишь 30 минут данных, из которых 12 ушли на светимость и по 6 на красный, зеленый и синий каналы. Домашним системам в большинстве случаев понадобится гораздо больше времени, ведь здесь использовался 24-дюймовый телескоп с высокотехнологичной аппаратурой для фотосъемки, да к тому же расположенный высоко в горах.

 

M27___The_Dumbbell_Nebula

М27 — туманность Гантель

 

Узкополосная версия, показанная дальше, была сделана во дворе моего дома с использованием лишь O-III и Hα-фильтров. Я использовал небольшой 80-мм рефрактор с фотооборудованием для начинающих, но результатом остался доволен. Данные O-III я использовал в красном канале, а Hα в зеленом и синем. Что хорошо в узкополосных изображениях, так это отсутствие «правильного» способа комбинирования данных. Есть традиционные палитры, но ни одна из них не является более правильной, чем остальные. Так что если у вас есть узкополосные фильтры, импровизируйте с объединением данных и смотрите, что получится.

 

Это изображение составлено из 72 минут данных в каждом канале, каждая экспозиция по 8 минут, из чего можно сделать вывод, что узкополосные изображения требуют значительно большей выдержки, чем изображения LRGB. Зато они позволяют снимать во время довольно ярких фаз Луны. А также это один из лучших вариантов для съемки в засвеченной местности.

M27___The_Dumbbell_Nebula_in_Narrowband

M27 — туманность Гантель в узкополосном диапазоне

 

Еще одна довольно яркая туманность, с которой вы можете поработать, это M17. В прошлом выпуске я уже писал о ней, но думаю, она достойна повтора. Это довольно яркий объект с блеском 7, так что найти его нетрудно. Сложность в том, чтобы раскрыть все ниточки деталей, не передержав при этом ядро. На приведенном здесь изображении скомбинированы длительные и короткие выдержки, поэтому и ядро остается под контролем, и демонстрируются внешние пределы туманности. Это одна из моих первых попыток работы в Стрельце. Я использовал старый Meade DSI Pro вместе с фотокамерой с 400-мм объективом, прикрепленной поверх Шмидт-Кассегрена на монтировке с экваториальным клином, который использовался в качестве телескопа-гида. По форме ярких звезд можно заметить явные признаки чрезмерной обработки. Это было очень давно. С тех пор я научился быть менее агрессивным в обработке изображений.

 

M17___The_Omega_Nebula

M17 туманность Омега

 

Итак, я дал вам несколько примеров объектов для начинающих, с которыми можно поработать следующую пару месяцев. Большинство снимков было получено с использованием оборудования начального уровня и моих скромных навыков в обработке изображений, поэтому в каждом из них есть что улучшать. Тот факт, что объекты описаны в начальном разделе этой статьи, не означает, что они прямо-таки выпрыгнут из неба на чип вашей камеры. Всё равно придется прорабатывать все детали, требующиеся для формирования устойчивых навыков. Но эти объекты хотя бы проще найти и зафиксировать.

 

Сложные объекты

Если вы ищете более сложные для изображения объекты, предложу несколько на рассмотрение. Во-первых, не проходите мимо объектов Солнечной системы, поскольку они порой представляют собой проблемы покруче дипскай-объектов. Если же работа с планетами не для вас, всегда есть кометы, с нетерпением ожидающие вашего визита. Два отличных источника информации о наличии подобных целей — heavensabove.com и aerith.net. Heavensabove предоставляет самые актуальные данные о кометах и спутниках (включая МКС и вспышки Иридиумов). Сайт Aerith поддерживает Сеичи Йошида (Seiichi Yoshida) и обеспечивает феноменальное количество информации о современных и будущих кометах, включая ожидаемую пиковую величину, поисковые карты и элементы орбит.

Вернемся к объектам глубокого космоса. Сегодня я могу предложить вам лишь одно рассеянное скопление. Дело не в том, что мне не из чего выбрать, просто в этот раз я решил сосредоточиться на объектах из каталога Шарплесс (Sharpless).

 

Однако те из вас, кто хочет продолжить снимать рассеянные скопления (лично я обожаю эти цели!), могут уделить внимание NGC 7686. Это маленькое скопление с блеском 5,6 в созвездии Андромеды. Оно сосредоточено вокруг довольно широкой оранжево-синей двойной звезды. Скопление не слишком хорошо выделяется из звездного фона, поэтому может оказаться трудным для идентификации. Скорее всего, этот маленький бриллиант потребует относительно длинной выдержки (до 5 минут, в зависимости от условий съемки). Если ваше небо не позволяет применять длительную экспозицию для скоплений (как мое, например), придется делать большее количество экспозиций.

У шаровых скоплений свои сложности. Как определить, какая выдержка позволит одновременно отобразить звезды скопления и не потерять фон и/или окружающие звезды? Я не нашел такого волшебного числа, но обнаружил, что если выхожу за пределы интервала от 2 до 4 минут экспозиции, звезды скопления становятся менее доминирующими и осложняется контроль над цветом. Понятно, что длительность 24 минуты это меньше, чем я рекомендовал для рассеянных скоплений. Однако снимая на своем оборудовании и под своим небом, я вижу, что при выдержке дольше 2 минут ядра шаровых скоплений приглушаются. Рассеянные же скопления допускают намного более длительные выдержки, т.к. в них источник света намного менее сконцентрирован.

 

M80, одно из самых плотных скоплений в нашей Галактике, создает сразу несколько проблем для начинающих фотографов. Его плотность затрудняет разрешение на отдельные звезды. Положение —низко над горизонтом для северян — вынуждает нас снимать через весь атмосферный «хлам». Добавьте еще необходимость относительно высокого увеличения, и получите настоящую проблему на свою голову. Вам потребуется довольно длительная экспозиция, а также навыки щадящей обработки, чтобы держать звезды под контролем. К счастью, у меня есть отличный пример, который вы можете использовать в качестве ориентира.

 

m80 Messier 80 Дон Уэйд (Don Waid, www.waid-observatory.com)

 

Поскольку все мы проводим большую часть времени, преследуя и пытаясь захватить каждый фотон, исходящий от туманностей, вот некоторые из них, которые помогут проверить ваши навыки. Как обычно, часть туманностей будут новыми, а часть известными, но по каким-либо причинам заброшенными.

 

Первое, чем я хочу поделиться с вами, это Sharpless-2 71. Здесь показан снимок, сделанный с помощью Hα, OIII, и гелиевого фильтров, но для этого объекта хороши любые узкополосные фильтры. Sharpless-2 71 — объект небольшой, поэтому вам потребуется достаточно длинный телескоп (с меньшим относительным отверстием), чтобы раскрыть такие детали, как на снимке. А вот что вам не потребуется, так это чрезмерно длительные экспозиции. Это изображение было сделано с использованием 5-минутных выдержек. Полное время экспонирования должно составить не меньше часа для каждого цветового канала. Это гарантирует достаточное количество данных, чтобы создать хорошее изображение. Если диапазон вашего фильтра меньше 7 нм для данной полосы, вам нужно будет увеличить выдержку, выйти за пределы 5 минут. Если он не настолько узкий, то вариантов больше — можно использовать как более короткие выдержки, так и более длинные.

 

Sh271

Снимок Sharpless-2 71 собственность Дина Сэлмона (Dean Salmon, www.ccdimages.com)

 

Следующим объектом, к которому мы направимся, будет Sharpless-2 132 (изображение ниже). Она немного больше и ярче, чем Sh-2 71, так что не вызовет больших затруднений в обнаружении и не потребует такого большого увеличения. Зато она довольно тусклая, поэтому понадобится много очень длинных выдержек. Представленное здесь фото было сделано Нилом Флемингом с использованием 30-минутных экспозиций через фильтры с очень узкой полосой пропускания под удивительно ярким небом Массачусетса. В общей сложности здесь 29 часов узкополосных данных и больше 2 часов RGB-данных для звездного поля. Это совсем не легкая цель!

 

Последней я предлагаю вам туманность Sharpless-2 73 (изображение ниже), и это действительно проблема. Для данного снимка потребовалось 2 часа на светимость и по 60 минут в каждом канале RGB. Этот объект не требует таких огромных затрат времени, как Sharpless-2 132, но он потребует от вас самых лучших навыков обработки. Эта область представляет собой скорее галактическую пыль, чем что-то еще, но она будет выглядеть красиво, если сделать всё хорошо — как на изображении Дина. Объект расположен в созвездии Геркулес. Если смотреть внимательно, на этом изображении можно заметить несколько крошечных галактик. Когда рассматриваешь фото в максимальном разрешении на сайте Дина, оно кажется очень успокаивающим.

 

Sh2132

 

Sharpless-2 132 – собственность Нила Флеминга (Neil Fleming, www.flemingastrophotography.com)

 

Sh2-73

Sharpless-2 73 – собственность Дина Сэлмона

 

Ни один список рекомендаций для астрофото не будет полным без упоминания о галактиках, так что вот вам парочка, на которую можно поохотиться, прежде чем галактический сезон окончательно сойдет на нет. NGC 6946 это очень симпатичный пример спиральной галактики, которая одно время считалась частью Местной группы. Чтобы достичь такой же детализации, как на представленном фото, потребуется значительно увеличить выдержку. Для выявления мелких деталей структуры нужно как минимум 10 минут, но и этого будет недостаточно, чтобы показать внешние пределы рукавов галактики. Если есть возможность, применяйте 30-минутные экспозиции, и тогда определенно достигнете хороших результатов.

NGC_6946

NGC 6946 - собственность Боба Фера www.feraphotography.com

 

Вторая галактика, бросающая вам вызов, это NGC 253, также известная как галактика Скульптор. Она расположена низко над горизонтом в созвездии Скульптор и требует тщательного баланса между большой выдержкой и аккуратной обработкой. Эта галактика характеризуется мощным звездообразованием, т.е. она активно генерирует новые звезды. Интересно, получится ли у кого-то из вас запечатлеть области формирования звезд в период их массовой активности?

Фото ниже было получено через большой рефрактор с использованием 10-минутной экспозиции на фотокамере с охлаждением. В своих интернет-поисках галактик с низкой поверхностной яркостью я обнаружил, что 10 минут, по всей видимости, является самой распространенной выдержкой. Я не понимаю, почему это так. Я бы сказал, что более длительная экспозиция будет лучше, однако результаты говорят сами за себя.

 

NGC253

NGC 253 - собственность Френка Барнса. www.skyimager.com

 

Мы подошли к концу еще одной статьи. Хочется верить, что вам понравились советы и изображения, которыми я поделился с вами, а также надеюсь, что вы возьметесь запечатлеть некоторые из объектов, представленных здесь или в списке ниже. Если вы только начинаете, любой объект из раздела для начинающих должен быть вам по зубам. Ну а если вы не первый день в астрофото, возможно, в разделе «Сложные объекты» найдете для себя что-то, о чем не были в курсе, и сделаете пару снимков.

 

Погода в следующие два месяца должна быть всё еще комфортной, так что я снова что-нибудь порекомендую, чтобы вы могли выбраться на улицу и насладиться зрелищем, настроив телескоп, бинокль, а может и понаблюдать невооруженным глазом. Дальнейшее зависит от вас. До встречи!

Другие статьи цикла:

Рекомендации и советы по астрофото на июнь и июль от Дэвида Снея
 

Автор Дэвид Сней. Дэвид живет в центральном Массачусетсе и занимается астрофото более десяти лет. 


2 пользователям понравилось это

Рекомендуем:

Грелки на телескопы. Скажи росе нет!
map2Грелки R-Sky – эффективное средство борьбы с запотеванием и обмерзанием телескопов и фотообъективов. Узнать подробнее...
Грелки на вторичные зеркала Ньютонов
map2Обогреватели на вторичные зеркала помогают предотвратить запотевание и обмерзание вторичного зеркала телескопов системы Ньютон. Узнать подробнее...

Отзывы пользователей


Нет комментариев для отображения



Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас