Два шаровых скопления поздней весны

Если бы вас попросили назвать самого великого визуальщика всех времен, кого бы вы выбрали? Я отдал бы свой голос астроному XVIII столетия Уильяму Гершелю. Его послужной список содержит открытие Урана, а также тысяч объектов далекого космоса. Отличная работа.

Как бы то ни было, Гершель не просто смотрел на небо. Он пытался понять, на что смотрел. Опираясь на свои исследования распределения звезд вдоль туманной полосы Млечного Пути, Гершель первым пришел к выводу, что Млечный Путь сформировался как приплюснутый диск. И сегодня мы знаем, что он был совершенно прав.

Однако когда пришло время осмыслить свое место в Млечном Пути, Гершель попал пальцем в небо. Он отметил, что звезды, по всей видимости, распределены вдоль Млечного Пути равномерно. Из этого он сделал вывод, что Солнце должно находиться в самом его центре, что, безусловно, в корне неверно. Это потому, что он не знал, что ядро галактики скрывается за космической пылью, загораживающей ему обзор (как и нам) на 6 000 световых лет вдоль плоскости Галактики.

Это было за столетие-полтора до того, как Харлоу Шепли обнаружил истинное положение нашей солнечной системы в Млечном Пути. Исследуя расстояния до шаровых скоплений, Шепли нашел, что многие из них распределены по сферическому объему, центр которого не в Солнце, а в некой точке в области созвездия Стрелец. Он пришел к выводу, что шаровые скопления должны кружить вокруг ядра Млечного Пути, и сегодня мы знаем, что так оно и есть.

Большинство шаровых скоплений Млечного Пути еще месяц или два будет отсутствовать на раннем вечернем небе, но в этом месяце у нас есть два отличных способа подогреть аппетит перед подачей главного блюда.

Вечернее небо июня

Выше: Вечернее небо конца весны начала лета. Карта из книги StarWatch адаптированная Филом Харрингтом

Поисковая карта для M3 и M5

Выше: Поисковая карта для «Вселенной в бинокль» этого месяца. Карта заимствована из Touring the Universe through Binoculars Atlas (TUBA) http://www.philharrington.net/tuba.htm

Давайте начнем с M3 – объекта, с которого всё началось. Случайное наблюдение этого далекого шаровика 3 мая 1764 года, наряду с более ранними открытиями еще одного шарового скопления в Водолее и Крабовидной туманности в Тельце, разожгли интерес Мессье к составлению теперь уже знаменитого каталога двойников комет.

Для того чтобы найти M3 самостоятельно, нацельте свой бинокль на середину расстояния между Арктуром Волопаса и Сердцем Карла (Cor Caroli ) Гончих Псов. Ищите прямоугольный треугольник, состоящий из трех тусклых звезд, указывающий на юго-восток. Нашли? Внимательно изучите вершину прямого угла. Обратите внимание, что это не идеальная светящаяся точка, а скорее крошечная, туманная капля. Это потому что вы смотрите не на звезду; на самом деле, вы рассматриваете совокупное свечение множества звезд M3. Ни одно из этих солнц не сияет ярче 13-й величины, поэтому разрешение на отдельные звезды придется отложить до телескопа с большим увеличением.

M3 содержит более полумиллиона звезд, что делает его одним из крупнейших членов семейства шаровых скоплений Млечного Пути. Оно также богато переменными звездами, особенно переменными типа RR Лиры. Так же как и более известные Цефеиды, переменные звезды типа RR Лиры имеют очень точную зависимость период-светимость. Быстрее изменяется блеск звезды, больше ее светосила (или мощность). Если известна яркость звезды, а также её абсолютная звездная величина, расстояние до нее можно легко вычислить, используя закон обратных квадратов. Так и сделав, астрономы определили положение M3 – 33 900 световых лет от Земли.

Следующее шаровое скопление этого месяца — M5, расположенное в западной части Змеи. Чтобы найти M5, вернитесь к Арктуру, а затем переместитесь на юго-восток к звезде 4 величины Дзета Волопаса. Отсюда продлите линию на двойное расстояние, но немного восточнее, пока не достигнете почти прямоугольного треугольника из звезд. Самой яркой звездой треугольника, расположенной в вершине почти прямого угла, является Унук аль Хай, также известная как Альфа Змеи. Унук аль Хай сияет с величиной 2,6. Повернитесь на юго-запад в направлении звезды 6 величины - 5 Ser. M5 расположено строго северо-северо-западней. Как и M3, оно должно быть видно в бинокль как пушистая звезда.

Анализируя свет от отдельных звезд скопления, астрономы решили, что M5 – одно из самых старых шаровых скоплений Млечного Пути. Только вот насколько старое? Cпектроскопические исследования показывают, что даже звезды с самой низкой массой, которые находятся на Главной последовательности миллиарды лет, начали развиваться в красные гиганты. Это заставило многих оценить общий возраст скопления примерно в 13 миллиардов лет. Поскольку сама Вселенная сформировалась предположительно 13,7 миллиардов лет назад, звезды в M5 — звезды первого поколения.

Зарисовка M3 и M5 в бинокль

Выше: M3(слева) и M5(справа) вместе с астеризмом Парусная шлюпка. Зарисовка автора выполнена в бинокль 10х50.

Вычисления также показывают, что M5 удалено на 24 500 световых лет и может содержать более 500 000 звезд, заполняющих пространство диаметром примерно 165 световых лет.

Раз уж вы вглядываетесь в M3 и M5, вообразите себе, на что была бы похожа жизнь на планете в одном из этих скоплений. Это именно то, что писатель-фантаст Айзек Азимов описал в своем рассказе «Сумерки», истории о Калгаше – планете, вращающейся в системе из шести звезд внутри шарового скопления. А мы еще думаем, что у нас есть проблемы со световым загрязнением!

И в заключение, есть несколько звезд к югу и востоку от M5, которые напоминают мне парусник, если их соединить между собой. Звезда 5 Ser олицетворяет нос лодки, тогда как 6 и 8 Ser составляют палубу. Корпус простирается до 4 Ser и SAO 140444 – самой тусклой звезды в астеризме. В итоге мачта с парусами тянется на восток-северо-восток от 6 к 10 Ser. Если вам случится провести бессонную ночь в этом месяце, вернитесь к M5, когда оно будет склоняться к западному горизонту, примерно в 2-3 часа ночи. Именно в это время астеризм в Змее — Парусная шлюпка — будет наиболее наглядным.

В следующем месяце мы нырнем в гущу летнего Млечного Пути. А до тех пор помните, что один глаз хорошо, а два – лучше.

PhillАвтор Phil Harrington

Осенью 2010г выходит новая книга Фила Харрингтона «Cosmic Challenge».