Птицам на смех

Колонка этого месяца птицам на смех. В буквальном смысле, поскольку мы посетим туманный птичий вольер вдоль нежного потока южного Млечного Пути, где обитают Лебедь и Орел. Мы заходили сюда прошлым летом, когда сфокусировались на M24, Малом звездном облаке Стрельца. Теперь мы возвращаемся, чтобы исследовать еще несколько достопримечательностей в этой области и окрестностях.

Sky bino jul 2015

Выше: летняя карта звездного неба из книги Star WatchФила Харрингтона.

M16-17-18-map

Выше: поисковая карта «Вселенной в бинокль» этого месяца. Взята из атласа TUBA (Touring the Universe through Binoculars Atlas)

К северу от M24, вдоль дымчатой линии нашей галактики, расположились еще три члена каталога Шарля Мессье: M16, M17 и M18. Все они уместились в одном поле зрения моего бинокля 10x50, что делает их интересными для сравнения. Давайте взглянем на каждое. Начнем с самого южного из этого трио, M18, и будем продвигаться на север.

Мессье был первым, кто наткнулся на 18-й номер своего каталога. Он обнаружил его 3 июня 1764 года, когда исследовал M17 и M18. Вот что гласят его заметки: «Скопление маленьких звезд, чуть ниже вышеупомянутой туманности № 17, окруженное небольшой дымкой, это скопление менее очевидно по сравнению с предыдущим, № 16. В обычный 3,5-футовый телескоп [фокусное расстояние] это скопление выглядит как туманность; но в хороший телескоп видны только маленькие звезды».

Должен признать, что из трех объектов Мессье, представленных в этом месяце, M18 впечатляет меньше всего. Но скопление всё равно приятно смотрится в бинокль, в основном благодаря окружению и компании, в которой оно находится.

Около 40 звезд населяют это рассеянное скопление, и все расположены примерно в 4 200 световых годах от нас. Самые яркие образуют треугольный узор, в бинокль 10x50 его можно увидеть разве что мельком, и то в условиях темного неба. Остальные смешиваются в маленький узелок расплывчатого звездного света.

Исследования спектров звезд указывают на полный возраст скопления порядка 50 миллионов лет. Это относительно немного для звездного скопления. Но, как мы увидим через мгновение, M18 значительно старше двух наших следующих целей.

M17 — один из моих любимых летних объектов, который легко поймать практически в любой бинокль. Швейцарский наблюдатель Филипп Луис де Шезо первым положил на него глаз в 1746 году (по некоторым данным в 1745 году), тогда же и описал: «Туманность имеет идеальную форму луча или хвоста кометы, 7' в длину и 2' в ширину; стороны строго параллельны и неплохо очерчены, как и оба ее конца. Середина белее, чем границы».

Интересно, что Мессье не знал об открытии де Шезо, когда впервые наблюдал его в тот же вечер 3 июня 1764 года. Так что даже если технически он потерпел поражение, мы всё-таки должны отдать должное Мессье за великую находку. Он видел туманность так: «Световой шлейф без звезд протяженностью 5 или 6 минут, в форме веретена, немного похожий на аналогичный в поясе Андромеды [M31]».

M17 расположена меньше чем в половине поля зрения бинокля к северу от M18, строго южнее желтоватой звезды 5-й величины. Если вы наблюдаете через 50-миллиметровый бинокль и меньше, ищите прямую полоску сероватого света, ориентированную примерно с юго-востока на северо-запад. Более крупный бинокль добавляет тусклый крюк, изгибающийся от западной части полоски.

Именно эта форма полоски с крюком дала повод назвать M17 туманностью Лебедь. В телескоп полоска представляет собой тело плавающего лебедя, а крюк превращается в его длинную, изящную шею и голову. Мой бинокль 16x70 показывает Лебедя, плавающего вверх тормашками, что, на мой взгляд, выглядит тревожно. Телескопы, конечно, инвертируют вид и демонстрируют живого и здорового Лебедя.

Как и туманность Ориона M42, M17 является активной областью звездообразования. Среди облаков M17 и позади них спрятано скопление молодых звезд, хотя нам весьма затруднительно увидеть их непосредственно. Ни одному из 8 000 - 10 000 членов скопления не исполнилось больше миллиона лет — ну просто малыши на небесах! Их отделяет от нас 5 900 световых лет.

M17 более известна под вторым названием, туманность Омега. Эта аналогия происходит от наблюдения, сделанного Джоном Гершелем в 1823 году, когда он написал: «Большая вытянутая туманность; ее форма напоминает греческую омегу…». Однако скорее всего, вам потребуется апертура телескопа, чтобы увидеть полную форму подковы, которая вызвала комментарий Гершеля.

Наконец, мы перемещаемся в Змею, чтобы найти рассеянное скопление M16. Как и M17, первым M16 наблюдал де Шезо в 1746 году (или 1745-м, в зависимости от источника, к которому вы обращаетесь), и было независимо обнаружено Мессье той же насыщенной ночью 3 июня 1764 года. Мессье описал «скопление маленьких звезд, смешанных с тусклым свечением». Это правда, звезды M16 смешаны с тусклым свечением ионизированного водорода — так называемой туманностью Орел — но Мессье этого не видел. Наоборот, его описание свидетельствует, что звезды были слишком тусклыми, чтобы его телескоп мог их разрешить. Туманность, которую сегодня мы называем Орлом, не была обнаружена вплоть до 1895 года, когда ее открыл Эдвард Барнард. Впоследствии она была отдельно внесена в каталог как IC 4703.

Вид через бинокль очень точно соответствует словам Мессье. В свой 10x50 я могу насчитать примерно дюжину звезд на фоне неразрешенного свечения более тусклых солнц. В гигантский 25x100 с фильтром для туманностей, помещенным между глазами и окуляром, я могу уловить признаки непосредственно туманности, но только в лучшие ночи.

Исследования показывают, что M16 — одно из самых молодых из известных нам звездных скоплений, возможно не старше пяти миллионов лет, оно представляет для астрономов превосходную исследовательскую лабораторию. Самые горячие звезды скопления, спектрального типа O, в 7 раз горячее нашего Солнца. M16 находится на расстоянии порядка 5 600 световых лет.

M16 (на самом деле IC 4703) захватило воображение общественности в 1995 году, когда была выпущена фотография «Столпы творения», сделанная космическим телескопом «Хаббл». Это один из самых захватывающих видов Вселенной, запечатленных в последние годы. На ней колонны, созданные в процессе фотоиспарения и состоящие из охлажденного водорода и пыли, будто тянутся к окружающему облаку, пытаясь ухватить рождающиеся в нем звезды. Научный институт космического телескопа отмечает, что по мере медленного размывания самих столбов открываются маленькие капельки более плотного газа, похороненные в их глубинах, так называемые «яйца» (от аббревиатуры EGG — Evaporating Gaseous Globules, испаряющиеся газообразные шарики). В конечном итоге большинство этих зачаточных солнц разовьется в зрелые звезды.

Как можно видеть на карте выше, в этой местности множество других целей. Если у вас есть возможность наблюдать под темным, прозрачным небом, попытайте удачу с парой темных туманностей в восточной части карты.

До следующего месяца, и помните, что два глаза лучше, чем один.

PhillАвтор Phil Harrington