Cердце Скорпиона

"Один глаз - хорошо, а два лучше!"
Фраза была моей астрономической мантрой с тех самых пор, как 41 год назад, благодаря одному домашнему заданию, я попался на крючок этого хобби.
11 апреля 1968 года господин Кларк, преподающий естественные науки в шестом классе, сказал нам, что следующей ночью будет полное затмение Луны. 12 апреля в том году была Страстная Пятница, и у нас был свободный день. Но, несмотря на правило Кларка не давать домашних заданий на выходные, он хотел, чтобы мы наблюдали затмение и написали отчёт, предоставив его в следующий понедельник. Мы все молились об облаках, и знали бы вы, как! Небо было ясным.

Я наблюдал картину затмения в бинокль 7x35. То, что я увидел, буквально приковало меня к месту. Затмение продолжалось от силы пару часов, но оно пробрало меня до спинного мозга и длится вот уже 41 год. Тот бинокль 7x35 помог мне войти в наблюдательную астрономию. Попутно он показал мне 85 объектов Мессье, приобщив меня к Астрономической Лиге Клуба Мессье задолго до того, как у них появился отдельный бинокулярный список.

Хотя того бинокля давно уже нет, мое удовольствие от бинокулярной астрономии нисколько не уменьшилось. Бинокулярная вселенная - это очень личное для меня. Мне и в голову не придет наблюдать в какой-либо телескоп, не забросив на плечо ремень бинокля.

Это и приводит нас к данной колонке. "Бинокулярная Вселенная" началась четыре года назад в журнале «Astronomy» и теперь продолжается на Cloudynights. Начиная с этого месяца, вы и я будем путешествовать с биноклем по Вселенной. Некоторые из достопримечательностей, которые мы посетим, возможно, окажутся старыми друзьями; другие - абсолютно новыми. Вы наверняка удивитесь, как много Вселенной покажет вам бинокль.

В первую очередь, давайте нанесем визит в одну из моих любимых бинокулярных областей на всем небе: Scorpius, Скорпион.

sco_700px.jpg
Начнем со сверкающего красного сверхгиганта Антареса, сердца Скорпиона. В зависимости от того, как высоко он находится на вашем небе, и насколько устойчива атмосфера над вашей головой, Антарес может напоминать стабильный оранжево-красный маяк или же бешено вращаться, вспыхивая почти всеми цветами радуги. Не так давно я восхищался восходом Антареса в бинокль 10x50 и наблюдал проблески от красного до желтого, к зеленому и синему, а потом опять к красному. Выглядело это так, как будто Антарес подает мне сигналы, как моряк, который сигналит фонарем, передавая код. Поразительный эффект!

Смотрите к западу от Антареса на тусклое пятно шарового скопления M4. Обнаруженное в 1746 году Жаном Филиппом де Шезо, M4 находится «всего» в 7 200 световых лет от нас, что делает его одним из самых близких к Земле шаровых скоплений. В целом, более 100 000 звезд, заполняющих диаметр около ста световых лет, называют этот отдаленный рой домом.

Определить положение M4 легко, ведь скопление расположено всего в 1° западнее Антареса. Оно образует треугольник с Антаресом на востоке и Сигмой (σ) Скорпиона 3-ей звездной величины на северо-западе.
Даже небольшой бинокль покажет M4 как крошечное смутное пятно сероватого света точно на западе от Антареса. Мой 10x50 показывает немного более яркое ядро в центре. Добавьте увеличение и апертуру, и ядро внезапно окажется разделенным пополам более яркой полоской света. Большие Телескопы показывают её как цепочку звезд 11-ой величины, которые, так уж случилось, выстроились в прямую линию. Я не могу разглядеть их в бинокль 10x50, зато в 16x70, как показано ниже, и в 20x80 - вполне.

m4b_600px.jpg

Интересно, какой наименьший бинокль покажет эту необычную деталь. Попробуйте сами и сообщите мне, когда вы сможете различить их.

Двигайтесь от M4 до Сигмы и затем, с изгибом к северу, к Омикрону (ο) Скорпиона 5-ой звездной величины. Если вы сфокусируетесь на Омикроне, то Сигма все еще останется в поле зрения, около 1° южнее центра. На таком же расстоянии северо-восточнее Омикрона вы обнаружите маленький треугольник, образованный Ро (ρ) Змееносца и двумя более тусклыми спутниками.

Ро Змееносца, синий гигант, охваченный тусклой дымкой туманности. Облака, буквально окружающие Ро, слишком тусклы, чтобы быть замеченными в бинокль. Но на фотографиях этой области, сделанных с длительной экспозицией, они предстают во всей красе, глубоким синим свечением. Бесчисленные частицы космической пыли туманности, освещенные Ро, отражают в синей области спектра более интенсивно, чем в красной, и создают синюю отражающую туманность. Группа облаков Ро Змееносца удалена от нас примерно на 400 световых лет. Это звездные ясли, где более 300 формирующихся и новообразованных звезд только начинают жизнь. Когда-нибудь, они очистятся от облаков, чтобы показать нам поразительное рассеянное звездное скопление.

Вновь сосредоточьтесь на Сигме Скорпиона и затем посмотрите на 1° северо-западнее, чтобы найти тусклое свечение другого шарового скопления, M80. История не определилась, кто обнаружил M80. Оба - и Чарльз Мессье, и Пьер Мешен - впервые увидели его в январе 1781.
При первом взгляде в бинокль M80 может показаться просто светящейся точкой, «вшитой» в плотное звездное поле. Сконцентрируйтесь на ней, и маленький, мягко сияющий круглый ди--ск должен стать отчетливым. Мой бинокль 16x70 показывает его более интенсивный центр, но из-за того, что M80 - одно из самых плотных шаровых скоплений Мессье, даже с 8-ю дюймами (20 см) будут трудности с разрешением любой из его слабых звезд.

Пока вы находитесь в этой области, обязательно задержитесь у переменной звезды U Скорпиона, в градусе к северо-западу от Chi (χ) Змееносца. Обычно величина повторной Новой колеблется около 17.6, но время от времени она «раздувается» до 8-ой или 9-ой величины за каких-то пять часов. И затем медленно затухает в течение трех дней.

Исследования показывают, что U Скорпиона является тесной двойной звездой системой, состоящей из белого карлика, который в буквальном смысле раздевает своего компаньона. Поскольку от компаньона к поверхности белого карлика перетекают потоки водорода, масса карлика растет до тех пор, пока не возникнут условия для выброса наружу в результате очередной вспышки термоядерной реакции.

Эта необычная звезда, похоже, вспыхивает раз в 9 - 11 лет, что произошло в 1979, 1987 и, последний раз, в 1999. Подсчитайте сами. Bradley Schaeffer, астроном государственного университета Луизианы, считает, что пришло время поднять занавес для следующего акта в этом шоу, как он написал в статье , которая недавно появилась на сайте Sky&Telescope. Основываясь на исторических данных, Schaeffer предчувствует, что U Скорпиона, вероятнее всего, снова «выстрелит» в следующие 12 месяцев.

Однако, даже в самой яркой фазе она будет едва заметна в гигантский бинокль, причем, только при наличии подробной карты. Посетите сайт американской Ассоциации Наблюдателей Переменных звезд (AAVSO) и воспользуйтесь генератором карт, чтобы составить карту для вашего бинокля. Непременно укажите правильный масштаб - больше всего подойдут карты А- или B-масштаба.

Есть много других прекрасных бинокулярных достопримечательностей в сердце Скорпиона и его окрестностях. Достаньте шезлонг, средство от насекомых, расслабьтесь и наслаждайтесь этой удивительной областью раннего летнего неба. Увидели что-то интересное или есть комментарии? Черкните пару строк на star_ware@hotmail.com и сообщите мне об этом.

А пока - до следующего месяца, в котором мы отметим сорокалетний юбилей исторического приземления Аполлона-11, но помните, что сейчас, как и всегда, два глаза - лучше, чем один.

Автор Phil Harrington

www.philharrington.net

M4 один из моих любимых шаровиков. Даже летом в бинокль 15х60 он виден отчетливо как очень! большой туманный, лохматый шар. Образует с Антариесом и Alniyat треугольник.

Жаль, что низко в наших широтах. Малая высота режет 80% его красоты. Хотя, была ночь когда мы и на широте 52 градуса видели искрящиеся звезды и темная линия раздела шар на две части. Но это уже в телескоп.

Ссылка на комментарий