телескоп от 15 дюймов Космический вызов: Pease 1

Из более чем 130 шаровых скоплений, гравитационно связанных с галактикой Млечный Путь, лишь четыре содержат планетарные туманности. Наиболее известным примером пары планетарка/шаровик является  Pease 1, которая расположена в пределах M15 в Пегасе. Это и есть космический вызов текущего месяца.

all_map_Ps1.jpg.66c1922a68ebbeeefca8de75

Выше: летняя карта звездного неба из книги Star Watch Фила Харрингтона.

chart.jpg.ddc2e7fb3ff48a3a68b04f9fc4ef11

Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца, взята из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона.
Кликните по Pease1_map.pdf, чтобы открыть версию для печати.

Pease 1 стала первой планетарной туманностью, обнаруженной в шаровом скоплении. Было это в 1927 году, когда Фрэнсис Глэдхейм Пиз различил ее на фотографии, сделанной с помощью 100-дюймового рефлектора Хукера в обсерватории Маунт-Вилсон в Калифорнии. В докладе «Планетарная туманность в шаровом скоплении Мессье 15», который был опубликован в следующем году в трудах Астрономического общества западных штатов США, Пиз отметил, что «через Пулковский ультрафиолетовый цветной фильтр звезда Küstner 648, имеющая фотографическую звездную величину 13,78, выглядит очень яркой по сравнению с окружающими звездами». На изображениях в видимой части спектра Küstner 648 и окружающие звезды выглядели идентично, что и вызвало любопытство Пиза. Он вернулся к М15 год спустя, чтобы провести спектроскопические исследования этой интригующей находки. Результаты не оставляли сомнений. Пиз была планетарной туманностью.

Упомянутый Пизом Küstner — это немецкий астроном Фридрих Кюстнер, опубликовавший статью под названием «Der kugelfoermige Sternhaufen Messier 15» («Шаровое звездное скопление Мессье 15»; Veröffentlichungen der Universitäts-Sternwarte zu Bonn, No. 15, Bonn: F. Cohen, 1921) за семь лет до того, как было подробно изучено внутреннее строение M15. Кюстнер описал множество звезд скопления, но не смог распознать уникальность звезды под номером 648. Вот почему, несмотря на правильное обозначение планетарной туманности Pease 1 (или, если угодно, PK 65- 27.1 в каталоге Перека-Когоутека), некоторые источники указывают ее как K648.

Является ли Pease 1 истинным членом M15 или просто находится на той же линии взгляда? Были прецеденты такой «несуществующей команды». Вспомним хотя бы планетарную туманность NGC 2438, расположенную на фоне рассеянного скопления M46 в зимней Корме. Но в отличие от той, случайной встречи, исследования радиальных скоростей Пиз 1 и звезд M15 показывают, что они перемещаются практически с одинаковой скоростью. Это позволяет сделать вывод, что они расположены на одинаковом удалении. В пользу этого свидетельствует и спектроскопический анализ, который демонстрирует, что распространенность и типы элементов в Pease 1, включая заметный недостаток металлов, соответствуют показателям звезд скопления. Опираясь на эти результаты, сейчас в основном  допускают, что Pease 1 гравитационно связана с M15. Но скептики утверждают, что планетарные туманности вряд ли могли выдержать — по крайней мере долго — гравитационное взаимодействие с близлежащими звездами скопления. Гравитация практически сразу разорвала бы тонкое облако. Почему этого не произошло до сих пор, неизвестно.

Найти M15 легко, поскольку оно расположено всего в 4° к северо-западу от Энифа [эпсилон (ε) Пегаса] — звезды, обозначающей нос Пегаса. А прямо на западе от скопления находится звезда 6-й величины, которая тоже помогает определить его местоположение. На самом деле, через искатель пара выглядит похожей на двойную звезду, хотя М15 будет выглядеть расплывчатым даже на малых увеличениях.

Различить Pease 1 в этом огромном звездном мегаполисе — совсем другое дело. Туманность достаточно яркая, чтобы можно было увидеть ее в телескопы больше 15 дюймов (38 см) на небе с предельной звездной величиной для невооруженного глаза 5,0, однако выделить ее среди всех звезд — сложная задача. К счастью, Pease 1 слегка смещена от плотного центра скопления. Поисковая карта выше с веб-сайта Дуга Снайдера blackskies.org поможет нам в поисках. (К слову, те из вас, кто знаком со страничкой Снайдера, знают, что она уже довольно давно не работает. Снайдер писал, что у него проблемы со здоровьем, но когда-нибудь в будущем он надеется перезапустить свой сайт. Приведенная мной ссылка ведет к архивной копии страницы, сделанной 27 марта 2014 г.)

Чтобы помочь вам в погоне за Pease, я позаимствовал у Адама Блока фотографию М15. Я изменил ее ориентацию в соответствии с таблицей выше и снабдил обозначениями тех же звезд.

m15block.jpg.f72329f765ceadec65dd4deea1a

Предоставлено Адамом Блоком/NOAO/AURA /NSF

Чтобы рассмотреть Pease 1, требуется увеличение не меньше 300×, так что если небо не достигло исключительной прозрачности и устойчивости, дождитесь другой ночи. Выделите время, чтобы повернуть карту в соответствии с тем, что вы видите в окуляре, и понять масштаб карты относительно того, что показывает телескоп.

Когда всё будет готово, ищите примерно на полпути к северо-западной границе скопления заметный трапецоид из звезд 14-й величины, обозначенный на карте литерой А. (Обозначения звезд в этой статье соответствуют тем, что указаны на сайте Снайдера, чтобы немного упростить перекрестные ссылки.) Видите его? Если да, то прямо к востоку от него ищите прямоугольный треугольник из тусклых звезд, обозначенных литерами B, C и D. Продлив линию от звезды А в трапеции через D, вы доберетесь до звезды E, которая находится примерно в 20 угловых секундах юго-восточнее. Продлите эту линию мимо E еще на 28" к маленькому узелку звезд.

Оказавшись здесь, обратитесь за помощью к фильтру OIII. Вводите и выводите фильтр из поля зрения, и звезды в скоплении станут достаточно тусклыми, чтобы планетарка выделилась из толпы. Только это позволило мне увидеть планетарную туманность на небе с предельной звездной величиной для невооруженного глаза 5,0, притом что она оставалась абсолютно не отличимой от звезд в мой 18-дюймовый телескоп даже на 514×. Метод фильтра  снаружи и внутри, который подробно обсуждался в августовском выпуске 2016 года, избавит вас от сомнений по поводу того, какая из точек является планетарной туманностью.

У вас есть свой интересный сложный объект? Я, как и другие читатели, буду рад узнать о нем, а также о том, что у вас получилось с испытанием этого месяца. Пишите сообщения в комментариях к статье или в обсуждении этой рубрики на форуме.

Помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!

cc.jpg.069838ee474163f221824081d1f50997.Книга Фила Харрингтона "Cosmic Challenge"  предтеча данной рубрики  доступна для приобретения