Зарисовываем галактики


Джереми Перез
Даже при том, что я делал наброски всю свою жизнь, недавний опыт с зарисовками картинки в окуляре открыл для меня новые интересные проблемы. Самая большая из них — видеть область зарисовки, не разрушая адаптацию глаз к темноте. Другая проблема — это точное отображение объектов в очень темных условиях, особенно галактик и туманностей. Хотя я уверен, что со временем мой метод изменится, ниже следует пошаговая демонстрация того, как я подходил к зарисовке M81 и M82. Двигайте мышкой по изображениям, чтобы посмотреть, на что похож этот процесс в темноте под тусклым красным светом.
 
Step01W

Моим первым шагом был выбор увеличения, которое наиболее соответствует объектам зарисовки. Иногда я решаю сделать две зарисовки при разных увеличениях, чтобы зафиксировать различные виды. Например, низкое увеличение может лучше всего показать великолепие объекта на большом звездном поле, возможно, включающем другие известные объекты. Более высокое увеличение может лучше выделить тонкие детали в пределах объекта или позволит лучше различить тусклые, близкие группировки звезд. Затем я слегка вращаю взад-вперед ручку оси склонения на телескопе, чтобы определить, где находится север, и отмечаю его за пределами нарисованного круга. После этого я обычно (но не всегда) пытаюсь найти умеренно яркую звезду, которую можно разместить в центре поля зрения или около него. Эту звезду я отмечаю первой и использую ее в качестве ориентира, когда делаю рисунки остальных звезд поля.
 
 
Step02W
 

Затем я начинаю отмечать положение ярких звезд, чтобы создать каркас для более тусклых звезд и протяженных объектов, которые могут попасться. Отмечая их, я рисую обычно карандашом 'B' и использую средний нажим, чтобы они отличались от более тусклых звезд, которые будут добавлены позже. Чем ярче звезда, тем больше точка. Просматривая окуляр, я представляю циферблат и с его помощью определяю положение основных каркасных звезд. Далее пытаюсь оценить, в каком месте воображаемой линии от центра до границы поля зрения находится звезда. Глядя на нарисованный круг и размечая звезды, для каждой из них я скажу что-то наподобие "чуть выше 3:00 на 3/4 пути к границе". Положение этих первых звезд очень важно. Если слишком сильно ошибиться в пропорциях и начать наносить оставшиеся звезды и протяженные объекты, вас ждет большое разочарование — в первую очередь это относится к рассеянным скоплениям. Но просто невозможно (по крайней мере, для меня) разместить все звезды идеально. (К примеру, наведите курсор и посмотрите рисунок в конце моего наблюдения Barnard 33). Моя цель — сделать так близко, как смогу, зная, что идеально не получится. Сделать от начала и до конца не по следам астрофотографий, а после рационального описания того, что я видел в окуляре со своей собственной, ограниченной человеческой нервной системой.
 
 
Step03W
 

Как только главная структура звезд определена, я начинаю отмечать положения более тусклых звезд. Чтобы разместить их, я не всегда использую образ циферблата. Если звезда лежит на характерном расстоянии между двумя яркими звездами каркаса, размещая ее, я это использую. Ещё я ищу простые геометрические формы, которые формируют звезды — главным образом треугольники различной формы, но иногда и прямоугольники, квадраты, трапеции, трапецоиды и т.д. Эти звезды я отмечаю более лёгким нажатием, чтобы указать на их более низкий блеск, и использую, как правило, только быстрое, нежное касание карандашом. В темноте нелегко сделать это аккуратно, особенно когда держишь зарисовку соответствующее время. По возвращении внутрь я исследую зарисовку и стараюсь стереть любые карандашные помарки, чтобы большинство звезд были максимально похожи на точку. В плотных звездных полях это действительно сложно, и иногда я оставляю «уборку» до сканирования зарисовки и её последующей обработки более щадящими инструментами Adobe Photoshop. (Любая графическая программа с основными инструментами редактирования позволит вам это сделать.)

Step04W
 

Если в поле зрения попадают какие-либо туманности, галактики или очевидные дифракционные лучи вокруг ярких звезд, я готовлюсь запечатлеть эти призрачные объекты. Я пробовал слегка зачертить их карандашом и смягчать позже. Но они, как правило, выглядели грубыми и слишком темными на мой вкус. Для такой тонкой красоты мне захотелось более осторожных прикосновений. Где это возможно, я теперь использую только растушку (палочку для растушёвки, вместо которой можно использовать плотно свёрнутую в конус бумагу), чтобы лишь слегка наметить эти объекты. Готовясь к растушёвке, я сперва заштриховываю карандашом до черноты участок где-нибудь за пределами круга.
 
 
Step05W
 

Затем я беру палочку и натираю ее на темном участке, пока не наберу достаточно графита для рисования светлого объекта. Перед использованием растушевки в деле я обычно тестирую ее где-нибудь вне круга, чтобы убедиться, что получается не слишком темно. Если штрих тёмный, я немного тру палочкой по чистому пространству и избавляюсь от лишнего графита.
 
 
Step06W
 

Теперь я чуть затемняю красный свет, чтобы лучше видеть более тусклые объекты в окуляре, и затем лёгкими круговыми движениями намечаю их растушёвкой. Я начинаю с легчайшего нажима и медленно довожу до нужной темноты. Поскольку я пытаюсь изобразить всё так точно, как только возможно, я обращаю особое внимание на каркас звезд, и где в этой структуре находится объект. Создавая слои графита, я также обращаю внимание на более яркие части объекта и затемняю их больше, снова погружая палочку в темный участок вне круга, когда требуется ее освежить.
 
 
Step07W

В некоторых случаях оказывается полезным вернуться к карандашу и использовать его, чтобы добавить более мелкие детали в объекте, с которыми не справится растушка. К примеру, ядро M81 было ярким и плотным. У меня не получилось чётко показать это с помощью растушки, так что я слегка обрисовал его карандашом. Поскольку эта область уже была покрыта растушкой, бумага стала не слишком шероховатой, и было намного проще ограничить яркость карандаша. Я вернулся к растушке и лишь немного смягчил карандашное ядро.
 
 
Step08W

На данном этапе я еще уменьшаю красный свет и провожу больше времени, отыскивая в окуляре более тонкие детали. Если долго смотреть на бумажную зарисовку, мне проще увидеть что-то новое в окуляре. Как только я чувствую, что различил трудную деталь, я пытаюсь запомнить ее положение, размер и форму по сравнению с фоновыми звездами и относительно других протяженных объектов. Тогда я возвращаюсь к зарисовке и намечаю новую деталь. В данном случае я увидел намёк на очень тусклую, мягкую дугу к северо-востоку от M81. Я пытаюсь сделать ее настолько тонкой, насколько трудно было ее увидеть. Но из-за того, что объекты в зарисовках никогда не дрожат в поле зрения, в зарисовке они часто будут казаться чуть более очевидными, чем они были в окуляре. Пока я не знаю, как с этим справиться... если не анимировать зарисовки, чтобы в них всё мерцало. (Нет уж.)
 
 
Step09W

И вот мы подошли к стадии уборки. Если требуется, я делаю более четкие края слишком мягким объектам или распечатываю ластик и принимаюсь за границы объектов, с которыми переборщил.
 
Step10W

Наконец, я удостоверяюсь, что разметил оставшиеся стороны света и другие детали, которые считаю важными для данной зарисовки, такие как используемый окуляр, любые фильтры, увеличение и поле зрения. Более общие сведения сохранены в другом месте на листе примечаний, но поле зрения важно при написании заметок, так как это помогает мне описать, насколько большим выглядел объект, или как далеко основные элементы находились друг от друга.
 
Step10B

Вот как выглядит инвертированное изображение.
 
Transparency

Одно примечание в заключение. Я стараюсь, когда возможно, выделять в моих зарисовках цвет звезд. Если звездное поле разреженное, или цветных звезд относительно немного, я едва заметно пишу рядом со звездой букву, указывающую ее цвет (B=blue, Y=yellow, O=orange, R=red). После сканирования я стираю эти записи в «Фотошопе» и затем окрашиваю звезды цифровым способом. Если звездное поле плотно или насыщено цветными звездами, я накладываю на область зарисовки квадрат, вырезанный из листа прозрачной плёнки для принтера. А затем использую несколько цветных маркеров, чтобы отметить соответствующий цвет звезды. После сканирования я окрашиваю звезды в соответствии с прозрачкой.
Это мой метод. Есть, конечно, много способов сделать это, и я знаю, что по мере возможности буду их пробовать.
 
 
Perez
Автор Джереми Перез
 
Джереми является соавтором книги "Astronomical Scetching" и ведет ежемесячную колонку в журнале "Astronomynow", где рассказывает читателям, как сделать эскизы космических объектов.
Множество интересных зарисовок можно найти на сайте автора http://www.perezmedia.net/beltofvenus
Перевод RealSky.ru. Публикуется с разрешения автора. 


Рекомендуем:

Грелки на телескопы. Скажи росе нет!
map2Грелки R-Sky – эффективное средство борьбы с запотеванием и обмерзанием телескопов и фотообъективов. Узнать подробнее...
Грелки на вторичные зеркала Ньютонов
map2Обогреватели на вторичные зеркала помогают предотвратить запотевание и обмерзание вторичного зеркала телескопов системы Ньютон. Узнать подробнее...

Отзывы пользователей




Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас