Созвездие Кит

TomT

cetus_600px.jpg

В декабре окинем беглым взглядом созвездие Кита - Морского чудовища, как его часто называли раньше. Форма созвездия с древности ассоциируется с классом морских существ. Название дошло до нас от древних греков, для которых Кит был частью истории о Персее, Андромеде, Цефее и Кассиопее. Кит - морское чудовище, которое Персей обвел вокруг пальца, чтобы спасти Андромеду и жениться на ней. Созвездие Кита находится между летним и зимним положениями Млечного Пути и богато галактиками и скоплениями галактик. Беглый обзор различных баз данных показывает наличие 50-ти галактик ярче 13-й звездной величины и 307 галактических скоплений из каталогов AGC (Абеля) и Hickson, каждое из которых представляет собой неисчислимое множество галактик. Немного расскажу о самом ярком объекте Hickson в этой области, т.к. (как уже было сказано) есть и другие интересные объекты.

cetus_constellation_600px.jpg

Созвездие кита. Вид южной части неба в декабре.
Сегодня нашей целью будет переменная звезда Мира, планетарная туманность NGC246, галактики M77 и NGC247 и - для владельцев больших телескопов - Hickson 16.

cetus_wide_600px.jpg
Созвездие кита. Поисковая карта.

Кит является родиной Омикрон Кита (Мира в переводе с латыни - «изумительная»). Существует мнение, что переменность звезды была известна и в древности, но некоторые авторы приписывают открытие звезды Давиду Фабрициусу в 1596 г, а определение ее периода - Йогану Гольварду. Ян Гевелий популяризировал Миру в 1662 году в публикации Historiola Mirae Stellae - «Краткая история замечательной звезды». Период переменности Миры составляет 332 дня, и хотя типичный максимум звездной величины для нее 3.5, по некоторым данным звезда достигает величины 0.9, прежде чем достичь минимума в 10.1. Мира - двойная звезда, что было обнаружено с помощью телескопа Хаббла в 1995 году. Недавние наблюдения 2007 г. показали наличие протопланетарного диска вокруг компонента Миры В. По данным каталога Hipparcos расстояние до звезды составляет примерно 418 световых лет.

m77_hunter_wilson_600px.jpg
M77. Фотография представлена Hunter Wilson

Возможно, самая известная галактика в Ките - спиральная галактика M77. M77 (в каталогах также указывается как Arp 37 и NGC 1068) была обнаружена Пьером Мешеном в 1780 году и в каталоге 1943 года отнесена Карлом Сейфертом к классу дискообразных галактик с высоко люминесцентным ядром, в последствии названных его именем. Есть два различных типа сейфертовских галактик: для типа 1 характерно быстрое вращение газов вокруг центра, что является также признаком существования черной дыры, в то время как в сейфертовских галактиках второго типа происходит замедление перемещения газовых облаков при удалении от центра. M77 считалась примером сейфертовской галактики второго типа вплоть до 1985 года, когда собранные данные показали, что она может скрывать ядро первого типа. Исходя из этого некоторые астрономы считают, что причиной главных различий в классификации таких галактик является лишь угол зрения, под которым мы рассматриваем их.

К тому же в 1913 году Весто Слифер (работающий в Обсерватории Лоуэлла) обнаружил значительное красное смещение в M77 - одно из самых первых открытий, приведших к теории расширяющейся Вселенной.
При хорошем небе M77 может показать поразительное количество деталей даже в небольшом телескопе. На девственно чистом небе северного Мичигана в одну из лучших ночей я бросил взгляд на структуру галактики и, конечно, увидел яркое, как звезда, ядро. Однако, как и для большинства галактик, то, что вы увидите, в значительной степени зависит от условий наблюдения. Чтобы наблюдения были максимально эффективными, старайтесь наблюдать M77, когда она проходит меридиан (при максимальной высоте над горизонтом).

m77_600px.jpg

Окрестности галактики M77. Изображение из DSS

По данным каталогов M77 имеет 7'x6' в поперечнике и звездную величину 8.8.
Участник форума Lard Greystoke, исследовавший М77 при помощи десятидюймового телескопа Coulter, описал свои наблюдения так:
M77 находится в хвосте Кита около звезды Дельта. Мне она показалась больше похожей на небольшое шаровое скопление, чем на галактику, - без труда различимое в 80-миллиметровом искателе круглое свечение высокой поверхностной яркости, рядом с которым видна звезда.
Поскольку вы уже находитесь в нужном районе, можете пронаблюдать и NGC 1055. Для большинства телескопов эта, похожая на веретено, галактика и находящаяся от нее в половине градуса M77 легко умещаются в одном поле зрения и при правильном выборе окуляра образуют очень красивую пару. Телескопы средней апертуры уже позволяют увидеть некоторые неоднородности в гало.

ngc246_600px.jpg
NGC 246. Изображение из DSS

Возвращаясь из глубин межгалактического пространства на расстояние 1600 световых лет от Земли, остановимся в NGC 246 - туманности Черепа (также называемой туманностью Pac-Man). Каталоги указывают для этой планетарной туманности блеск 10.1 и размер около 5'x4'. Учитывая расстояние до звезды, можно предположить, что ее истинный диаметр составляет примерно 2 световых года. Хотя оно заметно более тусклое, это круглое диффузное свечение немного напоминает мне туманность Совы в Большой Медведице. По диску разбросаны 3-4 достаточно яркие звезды, более тонкие подробности структуры можно наблюдать лишь в большие телескопы. Если Вы не достаточно внимательны, NGC 246 можно легко не заметить, т.к. взгляд может отвлечь маленькое «звездное скопление», просвечивающее сквозь туманность. Рассматривая 246, экспериментируйте с различными окулярами, чтобы найти увеличение, наиболее подходящее для детального исследования. Вам нужно подобрать увеличение, при котором фон будет темным, а видимый контраст - достаточно высоким для того, чтобы детали объекта не потерялись на фоне неба.

whereis246_600px.jpg
Расположение NGC 246 относительно нашей системы(оранжевая точка)

Что интересно, Стивен О'Мира в своей книге «Deep-Sky Companions: The Caldwell Objects» цитирует Говарда Бонда, который заявляет, что центральная звезда туманности - двойная, разделяемая в большие любительские телескопы. Мне не удалось проделать этот фокус, а вам?

ngc247_600px.jpg
NGC 247. Изображение из DSS

Возвращаясь в абсолютные глубины Вселенной, давайте посмотрим, сможем ли мы определить положение NGC 247. Эта туманность является одной из основных в группе галактик Скульптора - ближайшей к местной группе, в которой находится наш Млечный Путь. Расстояние до центра группы Скульптора - примерно 9 миллионов световых лет, и, хотя в группу входит, вероятно, несколько десятков галактик, основными являются 6 крупных галактик. Наиболее интересной и самой яркой из них является NGC 253, но и NGC 247 не слишком отстает от нее. Другие известные галактики в этой группе - это NGC 300, 55, 45, 59, 7793, и NGC 625. Если вы пороетесь в данных, то обнаружите, что блеск пяти из них превышает 10-ю звездную величину. Для городских наблюдателей я бы выделил как наиболее интересные NGC 300, 253, 55 и NGC 247.

uwe_glahn_489px.jpg
NGC 247. Зарисовка предоставлена Uwe Glahn

247 классифицируется как Sbcd с величиной приблизительно 9.7. Это - примерно 21' в размере.
Фотографии показывают темную область в спиральных рукавах в северной части галактики. Что это - облако космической пыли, блокирующее звездный свет, или реальная дыра в галактике? Я понятия не имею, т.к. не пришел к однозначному ответу в своих исследованиях. Фил Харрингтон сообщает, что 247 в большом бинокле видна как тусклое пятно, хотя я никогда не пробовал наблюдать ни на чем, меньше, чем мои 18".

hickson_16_600px.jpg
Hickson 16. Изображение из DSS

Наконец, если у вас телескоп с большой апертурой, и вы ищете трудный объект для исследования этим вечером, я мог бы предложить Hickson 16? Это красивая группа галактик около NGC 835. Группа состоит из четырех компонентов:
A - NGC 835 (Блеск12.1, размер 1.3'x1')
B - NGC 833 (Блеск 12.7, размер 1.5'x.7')
C - NGC 838 (Блеск 13.0, размер 1.1'x.09')
D - NGC 839 (Блеск 13.1, размер 1.4'x.7')

Это всё на сегодня. Благодарю читателей, которые предоставили мне свои наблюдения, эскизы и фотографии. Ваша помощь значительно обогащает эти статьи.

Как всегда, я буду рад, если кто-то сочтет мои рассуждения полезными.
До следующего раза -

Том Т.
Автор Tom Trusock
Оригинальная версия статьи на http://www.cloudynights.com

Фотографии DSS. Авторское право

Фотографии выполненные телескопом Hubble. Авторское право

Поисковые карты выполнены в программе,SkyMap Pro 10. С разрешения автора.