невооруженный глаз Космический вызов: Взгляд на Весту

1 января 1801 года Солнечная система немного пополнилась. В эту ночь сицилийский астроном Джузеппе Пиацци наткнулся на первый астероид, который он назвал Церерой в честь римской богини урожая и плодородия. Церера, которую Международный астрономический союз теперь относит к карликовым планетам, была первым объектом, обнаруженным на солнечной орбите между Марсом и Юпитером.

Как это зачастую случается в астрономии, стоит что-нибудь обнаружить впервые, и открываются шлюзы. Так произошло и с астероидами. В 1802 году был найден второй астероид, Паллада, а третий (Юнону) открыли в 1804-м. К концу XIX века их уже было известно несколько сотен.

Удивительно, но несмотря на то что Церера размером порядка 960 км является самым крупным членом этого племени, она не самая яркая. Эта честь принадлежит Весте, четвертому обнаруженному астероиду. Веста была впервые замечена 29 марта 1807 года немецким врачом Генрихом Ольберсом. Он же пятью годами раньше открыл Палладу.

Map_all.gif.c42aeda4e6aaa408f5557eb4c8b2

Выше: июньская звездная карта из книги Star Watch Фила Харрингтона демонстрирует положение сложного объекта этого месяца поздней ночью.

Средний диаметр продолговатой Весты составляет всего около 520 км, однако временами она затмевает Цереру больше чем на целую звездную величину. Церера отражает около 10% падающего на нее солнечного света, а яркая поверхность Весты отражает более 30%. Десятки лет назад было обнаружено, что поверхность Весты несомненно покрыта базальтом, побочным вулканическим продуктом. Это свидетельствует о том, что в какой-то момент в далеком прошлом Веста была вулканически активной.

Чтобы узнать больше о двух этих очаровательных членах нашей Солнечной системы, НАСА запустило в сентябре 2007 года космический корабль Dawn. Двойная задача корабля сделала его первым космическим аппаратом, который в одной миссии посетил две цели. Он достиг Весты в июле 2011 года, где провел больше года на орбите. В сентябре 2012 года Dawn запустил свой ионный двигатель, чтобы покинуть Весту и отправиться к Церере. Он вышел на ее орбиту в марте 2015 года, где и остается до сих пор. Эти «иные миры» предоставили нам  научные снимки рождения Солнечной системы 4,6 миллиарда лет назад.

Веста оказалась больше похожа на мини-планету, чем на кусок камня, которым обычно считают астероиды. Измерения гравитационного поля, проведенные аппаратом Dawn, свидетельствуют о том, что Веста внутри разделена на слои, подобно тому, как это происходило с Землей по мере формирования планеты. Плотное ядро Весты, когда-то  расплавленное, а теперь затвердевшее, состоит главным образом из железа и никеля, как и у Земли. По оценкам оно занимает от 200 до 250 километров в диаметре. Окружающая его мантия, которая, в свою очередь, покрыта слоем коры, имеет толщину порядка 20 километров. В настоящее время считается, что изначально Веста еще аккумулировала материал, чтобы стать полноценной планетой, когда вмешалась гигантская гравитация Юпитера, положив этому конец. В результате многие полагают, что, направляя взгляд на Весту, мы видим протопланету, замороженную во времени.

Dawn также обнаружил, что поверхность Весты значительно изрыта кратерами, два из которых с огромными ударными бассейнами расположены у южного полюса. Самый большой, под названием Реясильвия, занимает в ширину 500 км, а второй, Вененейя, шириной 400 км. Диаметр кратера Реясильвия составляет 95% от среднего диаметра Весты, а его глубина порядка 19 км. Центральная горка Реясильвии поднимается на 19-26 км и простирается на 161 км, что делает ее самой большой горой в Солнечной системе наряду с марсианским Олимпом.

photo.jpg.b5c3fd09b79c3919665c53e882a263

Выше: южное полушарие Весты с центральной горкой Реясильвии в середине.

Предоставлено: NASA / JPL-Caltech / UCAL / MPS / DLR / IDA

Но вернемся с небес на Землю. Отличие Весты в том, что она является единственным астероидом, который можно наблюдать невооруженным глазом. В течение одной-трех недель до и после противостояния Весту можно увидеть без помощи оптики, если небо ясное и темное, а вы точно знаете, куда смотреть. В приведенной ниже таблице перечислены даты ее противостояний на следующие 7 лет.

Год

2025

1 Май

Весы

5.6

Как видно из данной таблицы, в этом году Веста будет исключительно яркой в противостоянии 19 июня, достигнув блеска примерно 5,3. Это потому, что точку перигелия на своей орбите она прошла 10 мая, всего на 40 дней раньше.

К сожалению, Веста сейчас проходит через Стрельца — область, настолько изобилующую тусклыми звездами, что попытка различить среди них Весту окажется довольно сложной задачей. Чтобы помочь вам в этом квесте, на поисковой карте ниже размечена траектория, по которой Веста будет перемещаться в этом месяце и позднее. На карте также показаны звезды до 7-й величины.

chart.jpg.703f547b3cc7ed69c3cea0106dff60

Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца, взята из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона.

Я бы порекомендовал сначала обнаружить ее в бинокль. Даже при большом количестве звезд в этом регионе Весту будет довольно легко идентифицировать. Затем, не меняя угол зрения, отстранитесь от окуляров и посмотрите, сможете ли различить ее невооруженным взглядом. Будет проще, если вы установите бинокль на треноге, тогда не придется повторно настраиваться на Весту, если потребуется попробовать еще раз.

Удачи! И не забудьте опубликовать свои результаты на форуме в обсуждения этой статьи. О, а если вы захотите увидеть, где сейчас находится Dawn, то Церера в этом месяце на западном небе, проходит через Серп Льва. Но при блеске чуть выше 9-й величины она потребует точно нацеленного бинокля. Вы можете создать свою собственную настраиваемую карту, воспользовавшись трекером Цереры на сайте TheSkyLive.com. У них также есть трекер Весты, который стоит добавить в закладки.

У вас есть свой интересный сложный объект? Я, как и другие читатели, буду рад узнать о нем, а также о том, что у вас получилось с испытанием этого месяца. Пишите сообщения в комментариях к статье или в обсуждении этой рубрики на форуме.

Помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!

cc.jpg.069838ee474163f221824081d1f50997.Книга Фила Харрингтона "Cosmic Challenge", из которой выросла данная рубрика, доступна для приобретения.

Ух как раз последние две недели веду поиск и наблюдение этого астероида (протопланеты)

В нашем засвеченном небе невооружённым глазом обнаружить его совсем не просто !

высота над горизонтом всего чуть более 10*

Но в бинокль 8х40 Весту можно вполне легко заметить :)

Вчера для протокола так же решил сделать снимок,

правда из за спешки и уже начавшегося рассвета похоже в фокус не попал ......

Сама конфигурация Весты (в центре снимка) и звёзд вокруг напоминает созвездие скорпион.

SW 130/650 PDS, EM10, ISO 400, 10s