телескоп 10 до 14 дюймов Космический вызов: Leo III

Весенний ритуал начался здесь два года назад, в апрельском выпуске этой электронной колонки 2017 года, когда я предложил читателям найти карликовую галактику Leo I. Leo I — одна из множества тусклых карликовых галактик, гравитационно связанных с Млечным Путем. Тот факт, что ее поверхностная яркость составляет лишь 15, в сочетании с расположением всего в 20' севернее Регула делает Leo I сложной задачей.

all_map.thumb.jpg.9490d9f285c346399451a2

Выше: весенняя звездная карта из книги Star Watch Фила Харрингтона.

chart.jpg.33a910fd5357fe01d1b82ad26c2ec0

Выше: поисковая карта рубрики «Космический вызов» этого месяца, взята из книги Cosmic Challenge Фила Харрингтона.

Однако многие успешно справились с этой задачей, о чем свидетельствуют все оставленные комментарии. Больше всего удивил пользователь Cloudy Nights Sasa, который сообщил: «Я смог мельком увидеть эту галактику в 4-дюймовый (10-см) рефрактор [Sky-Watcher ED100]». А я считал себя молодцом, разглядев ее в свой 18-дюймовый (46 см) Доб!

Затем, в апреле прошлого года, я бросил перчатку и вызвал вас на поиски Leo II. Leo II — еще одна карликовая сфероидальная галактика во Льве. Многие считают, что она даже сложнее Лео I. После нескольких неудачных попыток я наконец поймал ее несколько лет назад в 18-дюймовый телескоп. В прошлогодней статье я написал: «На 171× она выглядела очень тусклым овальным диском, охватывающим примерно 6'×4', т.е. где-то вдвое меньше ее полного размера на фотографиях».

И вновь многие читатели приняли вызов, но только один опубликовал историю успеха. Пользователь SNH сообщил: «Я пытался ее увидеть и добился успеха в свой 10-дюймовый (25 см) SCT. Теперь я видел Leo I, Leo II и Leo III! Приятно».

Снова запустив этот план в действие, мы возвращаемся в апреле этого года, чтобы попробовать Leo III. Первые две галактики я отнес к задачам для гигантских телескопов, с апертурой от 15 дюймов (38 см) и выше, однако Leo III публикую в категории «большие телескопы». Большинство различивших Leo III сообщают, что ее проще увидеть, чем Leo II, и поскольку SNH заметил ее в 10 дюймов (25 см), имеет смысл отнести ее именно к этой категории.

Leo I и Leo II были открыты еще в 1950 году астрономами Робертом Харрингтоном (не имеющим отношения ко мне) и А. Дж. Уилсоном при просмотре фотопластинок Паломарского обзора неба. Исходя из этого вы, наверно, полагаете, что Leo III был обнаружен позже? Я полагал, но оказался не прав. На самом деле, Фриц Цвикки обнаружил Leo III в 1942 году. Об открытии было объявлено в его статье On the Large Scale Distribution of Matter in the Universe, которая появилась в журнале Physical Review, том 61, выпуск 7-8, с. 489-503.

Вполне вероятно, что последовательность открытий привела к появлению альтер эго Leo III Leo А. Кому-то больше нравятся его каталожные обозначения: UGC 5364 или PGC 28868. Однако в этой статье я буду упоминать его под названием Leo III, в продолжение нашей традиции, заложенной два года назад.

Leo III классифицируется как карликовая неправильная галактика. Как и Leo I и II, она является членом Местной группы. Расположена на расстоянии 2,6 миллиона световых лет, на 100 000 световых лет дальше, чем M31.

Исследования, опубликованные в 2007 году, показали, что Leo III имеет оценочную массу 8,0 (± 2,7) × 107 солнечных масс. В исследовании Stellar Velocity Dispersion of the Leo A Dwarf Galaxy (The Astrophysical Journal. 666 (1): 231–235) говорится, что как минимум  80% этой массы составляет таинственная темная материя.

Вторая статья 2007 года продемонстрировала, насколько Leo III уникальна среди неправильных галактик. Считается, что большинство неправильных галактик являются потомками галактических столкновений, при которых переплетение гравитаций разрушает первоначальную структуру галактики. Но Leo III стоит особняком. Она не демонстрирует никаких признаков какого-либо взаимодействия или слияния в галактическом масштабе за последние несколько миллиардов лет. В статье Leo A: A Late-blooming Survivor of the Epoch of Reionization in the Local Group (The Astrophysical Journal, Volume 659, Issue 1, pp. L17-L20)  авторы утверждают, что более 90% звезд Leo III образовались менее 8 миллиардов лет назад.

Итак, давайте начнем охоту на Льва III. Он изолирован не только от других членов Местной группы, но и от каких-либо удобных звезд неподалеку. Лучшей отправной точкой для путешественников по звездным тропам является ближайшая звезда, доступная невооруженному глазу, — Расалас [мю (μ) Льва], формирующая вершину «Серпа». Направьте искатель в ее направлении, а затем смещайте его к южному краю поля зрения. После чего, в зависимости от размера поля зрения вашего искателя, вы заметите, как в поле вдоль северо-восточного края вползает звезда 5-й величины. Это 20 Малого Льва (Lmi) в 6,2° к северо-северо-востоку от Расаласа. Leo III находится чуть более чем на 3/4 пути вдоль воображаемой линии от Расаласа до 20 Lmi. Вы поймете, что приближаетесь, когда увидите две близко расположенные оранжевые звезды 8-й величины — SAO 61782 и SAO 61791. Они находятся на расстоянии 12' друг от друга и образуют основание узора в форме стрелки, на кончике которой лежит Leo III. В качестве ориентира ищите дугу из звезд 11–14-й величины прямо за пределами мягкого свечения галактики, которые в совокупности идут параллельно плавной кривой Leo III.

Для помощи в поисках вот три изображения Leo I, II и III, опубликованные в 2013 году покойным членом Cloudy Nights из Великобритании Nytecam (Морисом Гэвином), который скончался в прошлом году. Снимки Мориса слева были сделаны с помощью 12-дюймового (30 см) Шмидта-Кассегрена, по его словам, «под типичным небом Нижнего полуострова Мичигана [предельная звездная величина, видимая невооруженным глазом (NELM) ~ 3.5]», а справа — из обзора SDSS (Слоановский цифровой небесный обзор). Они хорошо иллюстрируют относительную яркость каждого из них.

photo.thumb.jpg.14d80c528a7e2054b66039a7

Когда несколько лет назад я обнаружил Leo III через свой 18-дюймовый (46 см) рефлектор, он показался мне очень тусклым, аморфным овальным пятном, которое плавно растворялось в окружающем небе. У пользователя WeltevredenKaroo из Южной Африки осталось другое впечатление. В 2016 году он написал, что через 8-дюймовый (20 см) Максутов-Ньютон галактика выглядела как «нечеткость... [которая] устойчиво держится боковым зрением, отчетливо треугольной формы, красиво обрамленная L-образной линией из звезд от 8,5 до 10-й величины».

Мне было бы интересно услышать впечатления читателей о форме Leo III. Вы видите его треугольным? Опубликуйте свои мысли в комментариях.

А как насчет Leo IV? Этот НАМНОГО сложнее Leo I, II или III. Я никогда не добивался успеха в его розысках. А вы? Если да, пожалуйста, пришлите мне свои наблюдения, чтобы я смог включить их в апрельскую статью 2020 года.

До следующего месяца, и помните, что половина удовольствия — это азарт охоты. Игра началась!