Скрытые сокровища в известных дипскай-объектах

Боб Кинг

Многие объекты глубокого космоса, на которые мы направляем телескопы, хранят в себе приятные сюрпризы. Часть из них на виду, другие скрыты и представляют собой более сложную задачу. Позвольте мне представить вам некоторые из них.

Hidden-Hubble-ST.jpg.22f09bf39e79a04a31d

«Открыв дверь» к дипскай-объекту через телескоп, никогда не знаешь, что можешь найти в дополнение к ожидаемым достопримечательностям.

NASA / ESA / HST

В детстве мы брали карманные деньги и покупали коробки Cracker Jack, заполненные карамельным попкорном и арахисом. Сладкий попкорн никогда меня не волновал, а вот арахис был вкусным. Но и то и другое отходило на второй план по сравнению с завернутым в бумагу сюрпризом на дне упаковки.

Иногда я выуживал приз, даже не притронувшись к лакомствам, вскрывая его, чтобы получить что-нибудь крутое вроде пластикового тираннозавра, свистка или даже увеличительного стекла.

С объектами глубокого космоса примерно так же. Можно выискивать галактику и  неожиданно обнаружить двойную звезду в том же поле зрения, а звездное скопление может содержать эффектный астеризм или симпатичную красную звезду. Но придется сперва порыться к попкорне и арахисе, чтобы найти приз.

Я выбрал восемь своих любимчиков. Все они удобно расположены в вечернем небе этого месяца. Большая часть вам знакома и легко заметна в любой телескоп, но я включил и несколько малоизвестных, сложных объектов. Столько дипскай-объектов содержит дополнительные бонусы, которые приходят с повторным наблюдением, что сужение круга до восьми лишь позволит вам войти во вкус. Именно поэтому я надеюсь, что вы поделитесь своими собственными дипскай-наградами и сюрпризами в комментариях ниже. Итак, без лишних слов:

M103 — красная звезда и двуличная двойная

Hidden-M103-Jim-Misti-ST.jpg.fda7e1195e2

В рассеянном скоплении M103 в Кассиопее не один, а два сюрприза: эффектный красный гигант и двойная звезда STF (∑) 131. Джим Мисти

M 103 — мой любимый объект: поистине сверкающее звездное скопление, и его легко найти примерно в 1° к востоку от дельты (δ) Кассиопеи в астеризме «W». Скопление с блеском +7,4 и 6' в поперечнике можно различить даже в бинокль. В небольшой телескоп вы заметите, что большинство из ~40 членов кластера уместилось в ярком маленьком треугольнике из звезд.

Внутри этой фигуры ваше внимание привлечет потрясающий красный гигант 10-й звездной величины, а симпатичная двойная звезда Струве 131 (блеск +7,3 и +9,9; компоненты разделены 14") в северной вершине группы взирает на мир как подлинный член скопления. Однако это не так. Как и Альдебаран в Гиадах, это звезда переднего плана. M 103 расположено на расстоянии 8 000 световых лет от Земли, а двойная — примерно в 2 800 световых годах.

Галактика Треугольника несет огромную туманность

Hidden-M33-Hunter-Wilson_ST.jpg.2c3b27fe

Если вы никогда не видели туманность в другой галактике, M33 предлагает вам приятный сюрприз: NGC 604. Даже 6-дюймовый телескоп покажет ее как небольшой узелок в одном из спиральных рукавов галактики. Север вверху.

Астрофотография Хантера Уилсона

Галактика Треугольника содержит много сокровищ для астрономов-любителей — хлопьевидные рукава, звездные ассоциации, шаровое скопление, а также несколько ярких эмиссионных туманностей. Наиболее яркая и простая в обнаружении эмиссионная туманность — NGC 604, прижатая к спиральному рукаву примерно в 5' северо-восточнее центра галактики. Этот узелок туманности чуть больше 1' в поперечнике, сияющий с блеском +12, выглядит как небольшая комета, пока не осознаешь, что смотришь на звездные ясли в 40 раз больше туманности Ориона, расположенные на расстоянии около 2,7 миллиона световых лет! Используйте высокое увеличение, чтобы увидеть структуру (узелки поменьше) и наблюдайте резкое увеличение яркости шарика через дипскай-фильтр.

Двойное скопление встречает улыбающегося циклопа

Hidden-Smile-HWilson-inset-SDSS.jpg.cffc

Двойное скопление —  NGC 884 (слева) и NGC 869 — неподалеку от «W» Кассиопеи представляет собой одну из самых захватывающих звездных групп в небе. Можете ли вы увидеть одноглазого циклопа?

Астрофотография Хантера Уилсона / SDSS (врезка)

Каждый раз, когда я смотрю на Двойное скопление Персея, помимо потрясающих звездных «ганглиев», я всегда вижу одноглазую звездную улыбку, сияющую в центре NGC 869. Крошечный астеризм, который любитель Уилл Янг назвал Улыбающимся Циклопом, без сомнения бросится вам в глаза, если уже не сделал этого. В роли одинокого «глаза» выступает яркая слабопеременная звезда с блеском +6,5. Точно к востоку от нее находятся пять или около того звезд 9-й величины, образующие дугу улыбки. Если вам не до улыбок, астеризм также похож на кольцо с разорительно огромным бриллиантом. Так или иначе, стоит сорвать обертку с этого замечательного приза в следующую же ясную ночь.

NGC 1023 скрывает тайну

Hidden-NGC-1023-Jeff-Johnson-wiki-CC_ANN

NGC 1023 — это яркая галактика в западной части Персея. Гораздо более тусклая и практически скрытая во внешнем диске этой галактики — едва уловимая NGC 1023A.

Джефф Джонсон / CC BY-SA 3.0

Высоко в Персее, в 5° к западу от звездного дуэта ро (ρ) Персея / Алголь, линзовидная галактика с перемычкой NGC 1023 предлагает приятное отступление от зимнего изобилия звездных скоплений и туманностей. Вытянутая с востока на запад полоска 8' × 3' имеет яркую центральную перемычку и практически звездоподобное ядро; галактика 10-й величины требует 6-дюймового телескопа. Но здесь таится кое-что еще для тех, кто любит сложности — галактика с блеском 13,6 под названием NGC 1023A (известная и как PGC 10139). Она едва уловимо накладывается на восточные пределы NGC 1023.

Если у вас есть 12-дюймовый телескоп или больше, выберите увеличение от 150× до 250× и используйте боковое зрение, чтобы найти бесформенную выпуклость в восточной части NGC 1023, признак ее галактического компаньона неправильной формы.

Размножение кратных звезд

Sigma-Ori-panel-ST_PWienerroither.jpg.e4

Сигма Ориона (в центре) и тройная звезда Струве 761 добавят немало блеска в ваши зимние наблюдения. На врезке показаны обозначения звезд и их разделение.

Питер Винерройтер / Sky & Telescope (вставка)

Сигма (σ) Ориона 4-й звездной величины, расположенная в 50' к юго-западу от Альнитака, восточной звезды Пояса Ориона, является одной из лучших кратных звезд для маленьких телескопов. Даже 6-дюймовый покажет яркий первичный компонент в сопровождении короткой неровной линии трех компаньонов. Наиболее тусклый из них С с блеском +10. В самой сигме, также известной как сигма AB, компаньон В с блеском +5,1 находится всего в 0,25" к западу-юго-западу от главной звезды. 12-дюймовый телескоп при отличной видимости на увеличении 350× и выше в принципе способен разделить ее или как минимум показать сигму AB вытянутой. Но мне пока не удалось это увидеть.

При просмотре двойных и кратных звезд я предлагаю использовать самое низкое увеличение, необходимое для разделения всех компонентов. Слишком большое увеличение может лишить эти жемчужины четкости, которая делает их столь приятными с эстетической точки зрения.

Hidden-Sigma-Ori-cluster-DSS-CC-By-SA-4.

На этой фотографии отмечены яркие звезды в скоплении сигмы Ориона.

DSS / CC-BY-SA 4.0 / Википедия

Готовы к сюрпризу? Всего в 3,5' северо-западнее звездного «паровозика», вы обнаружите еще одну кратную звезду, Струве 761. Это трио 8-й звездной величины образует узкий треугольник, который вместе с сигмой создает в поле зрения целую коллекцию драгоценностей. Прекрасный вид!

Если этого мало, четырехкратная сигма является ядром звездного скопления, открытого лишь в 1996 году и названного скоплением σ Ориона. В том году вокруг яркой звезды было обнаружено большое количество звезд низкой массы, еще не вышедших на главную последовательность. Фотография выше поможет вам продолжить изучение скопления.

Мотыльки, летящие на небесную свечу

Hidden-NGC-2362-Paulo-Cacella-OK_S.jpg.f

NGC 2362, более известное как скопление тау (τ) Большого Пса благодаря своему наиболее яркому члену тау с блеском 4,8, даже в небольшой телескоп выглядит похожим на стайку мотыльков, кружащих вокруг центрального пламени. Скопление находится в 2,5° к северо-востоку от дельты Большого Пса, северной звезды в «треугольнике» ярких звезд в южной половине Большого Пса.

Пауло Каселла

«Где ты было всю мою жизнь?» Так я отреагировал, впервые увидев сверкающее звездное скопление NGC 2362 в Большом Псе. Около 40 звезд собрались на 6' неба под ярким зонтиком тау. Несколько кластеров просто подавлены одной доминирующей звездой, в данном случае редким раскаленным голубым сверхгигантом спектрального класса O. Присмотритесь к двум его звездам-компаньонам с блеском +10,5 и +11,2 на расстоянии 8,5" и 15" соответственно, с позиционным углом ~ 90° (на востоке).

Подобно некоторым планетарным туманностям, которые вспыхивают и пропадают из поля зрения при переключении между прямым и боковым зрением, контраст яркости между тау и другими членами скопления играет шутку с нашими глазами. Смотрите непосредственно на тау, и вы увидите лишь небольшое количество звезд вокруг нее, но стоит отвести взгляд, и группа расцветает, как поле звездных цветов!

Интересует пончик вместе со скоплением?

Hidden-M46-Jose-Luis-Martinez-CC-BY-SA-4

Кажется, что богатое скопление M46 приютило NGC 2438, но на самом деле планетарная туманность является объектом переднего плана и движется с другой скоростью. Заметная в небольшие телескопы звезда, которая выглядит как центральная звезда туманности, на самом деле принадлежит M46. Истинная центральная звезда светит тускло, с блеском +17,5. Кликните по фото, чтобы открыть впечатляющий крупный план туманности.

Хосе Луис Мартинес / CC BY-SA 4.0

Классический случай сюрприза, скрытого в знакомом объекте глубокого космоса, иллюстрирует маленькая кольцевидная планетарная туманность NGC 2438, которая накладывается на яркое, богатое звездное скопление M46 в Корме. Даже в 50-мм искатель скопление выглядит соблазнительно, оно похоже на туман, пропущенный через распылитель. В 6-дюймовый телескоп M46 охватывает ½°, и если вам интересно количество, здесь порядка 150 звезд, усыпающих поле.

Планетарная туманность шириной в угловую минуту, блеск которой составляет +11, выглядит как маленькое серое облачко дыма примерно в 10' к северу от центра скопления. Ее можно поймать даже в 6-дюймовый телескоп. Боковое зрение выявляет темный центр и ложную центральную звезду, которая на самом деле является членом скопления на заднем плане. Чтобы получить лучший вид этого дымчатого кольца, используйте фильтр UHC или O III. Вы будете поражены, насколько четче проявится этот пончик. А кто не любит свежие пончики?!

Звезда против галактики

Hidden-Leo-I-Chris-Cook.jpg.a3a3517aafb8

Ослепительный свет от близости Регула практически заливает галактику Местной группы Leo I, расположенную в 20' севернее звезды. Карликовая сфероидальная галактика находится на расстоянии около 800 тысяч световых лет от Земли, занимает 10' в поперечнике и имеет тусклый блеск +11,2. Яркая звезда левее и ниже Регула — это его компаньон. Юг вверху.

Крис Кук (www.cookphoto.com)

Регул — самая яркая звезда созвездия Льва и симпатичная двойная для маленького телескопа. Огромная разница в яркости между первичным компонентом 1-й звездной величины и вторичным с блеском 8 (расположенным в 177" к северо-западу от Регула с позиционным углом 307°) позволяет разделить эту пару даже в 3-дюймовый телескоп. Но весь этот блеск становится помехой, когда дело доходит до поисков галактики Местной группы Leo I, расположенной в 20' севернее звезды.

Я не знаю, какой минимальный размер телескопа нужен, чтобы распаковать этот приз, но подозреваю, что понадобится как минимум 10 дюймов. Мне удалось мельком увидеть галактику в одном поле зрения с Регулом в 15-дюймовый телескоп на 70×, однако лучшей стратегией оказалось использовать более высокое увеличение (порядка 150×), чтобы сузить поле и держать звезду вне поля зрения. После этого я смог отчетливо различить боковым зрением тусклую овальную дымку.

Надеюсь, в ближайшие безлунные ночи вы сможете выследить некоторые из этих жемчужин и найдете все призы, дожидающиеся ваших глаз.

441521.jpg.a8f9d771483774483fc14313d5675

О Бобе Кинге

Астроном-любитель с детских лет и давний член Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд (AAVSO), Боб Кинг также преподает астрономию и ведет блог Astro Bob. Каждую ночь Вселенная приглашает нас на приключение. Всё, что требуется, это поднять глаза к небу. Подпишитесь на мою следующую книгу «Ночное небо невооруженным глазом» (Night Sky with the Naked Eye на Amazon.com) о тех великолепных объектах, которые можно увидеть в ночное время без специального оборудования.

Оригинал www.skyandtelescope.com

Перевод www.realsky.ru

3 пользователям понравилось это

Отличная статья, большое спасибо за перевод, узнал несколько интересных объектов.

Ссылка на комментарий